У нас вышел новый курс, где всё объясняется ещё проще. Подробннее по ссылке
Урок 1. Основные понятия и законы предмета «Химия»

Содержание
Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент
Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями? Везде. Сама жизнь — это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов…
Что изучает химия? Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.
Что такое вещество — понятно: это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами. Но что такое химический процесс (явление)?
К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество. Изменились молекулы — изменилось вещество (оно стало другим!), — изменились его свойства:
- свежее молоко стало кислым;
- зелёные листья стали жёлтыми;
- сырое мясо при обжаривании изменило запах.
Все эти изменения — следствие сложных и многообразных химических процессов. Итак,
химия — это наука о веществах и их превращениях.
При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых
- обязательно изменяется состав или строение молекул;
- никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов.
В этом определении встречаются такие понятия, как «вещество», «молекула», «атом». Разберём их подробнее.
Вещество — это то, из чего состоят окружающие нас предметы. Каждому абсолютно чистому веществу (таких в природе, кстати, не существует) приписывают определённую химическую формулу, которая отражает его состав, например:
- Н2О — вода;
- Na8[(AlSiO4)6SO4] — лазурит.
Выше приведены молекулярные формулы двух веществ. Следует отметить, что далеко не все вещества состоят из молекул, так как существуют вещества, которые состоят из атомов или ионов. Например, алмаз состоит из атомов углерода, а обычная поваренная соль — из ионов Na+ и ионов Cl– (условная «молекула» — NaСl).
Наименьшая частица вещества, которая отражает его качественный и количественный состав, называется молекулой.
Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака):
- Н — атом водорода;
- О — атом кислорода.
Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса:
Примеры:
- О2 — это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;
- Н2О — это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Но! Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента:
Аналогично изображают число молекул:
- 2Н2 — две молекулы водорода;
- 3Н2О — три молекулы воды.
Почему атомы водорода и кислорода имеют разное название, разный символ? Потому что это атомы разных химических элементов.
Химический элемент — это частицы с одинаковым зарядом ядер их атомов.
Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях? Из чего состоит атом*?
* Подробнее о строении атома будет рассказано в уроке 3.
Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:
В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, но заряд ядра атома в химических реакциях НЕ МЕНЯЕТСЯ!
Поэтому заряд ядра атома — своеобразный «паспорт» химического элемента. Все атомы с зарядом ядра +1 принадлежат химическому элементу под названием «водород». Атомы с зарядом ядра +8 составляют химический элемент «кислород».
Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома); определённое название и, для некоторых химических элементов, особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).
Подведём итог. Вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы с одинаковым зарядом ядра относятся к одному и тому же химическому элементу.
Но, если вещество состоит из молекул, то любое изменение состава или строения молекулы приводит к изменению самого вещества, его свойств.
Вопрос. Чем отличаются химические формулы веществ: Н2О и Н2О2?
Хотя по составу молекулы этих веществ отличаются на один атом кислорода, сами вещества по свойствам сильно отличаются друг от друга. Воду Н2О мы пьём и жить без неё не можем, а Н2О2 — перекись водорода, пить нельзя, а в быту её используют для обесцвечивания волос.
Вопрос. А чем отличаются химические формулы веществ:
Состав этих веществ — аллозы (А) и глюкозы (Б) — одинаков — С6Н12О6. Отличаются они строением молекул, в данном случае — расположением групп ОН в пространстве. Глюкоза — универсальный источник энергии для большинства живых организмов, а аллоза практически не встречается в природе и не может быть источником энергии.
Простые и сложные вещества. Валентность
Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:
Если в состав вещества входят атомы только одного химического элемента — это простое вещество. Причём некоторые химические элементы образуют несколько простых веществ. Так, химический элемент кислород образует простое вещество «кислород» О2 и простое вещество «озон» О3*.
* В 2002 г. появилось сообщение о существовании ещё одного простого вещества кислорода — O4.
А химический элемент углерод образует четыре простых вещества, причём ни одно из них не называется «углерод». Эти вещества отличаются пространственным расположением атомов:
- Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;
- Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;
- Карбин — атомы углерода образуют «нити».
В четвертой модификации «углерода» — фуллерене — атомы углерода образуют сферу, т. е. молекулы фуллерена напоминают мячик.
Существование элемента в виде нескольких простых веществ называется аллотропией. Алмаз, графит, карбин, фуллерен — аллотропные модификации элемента «углерод», а кислород и озон — аллотропные модификации элемента «кислород».
Таким образом, не следует путать эти понятия: «химический элемент» и «простое вещество», а также «молекула» и «атом».
Очень часто в письменных записях слова «молекула» или «атом» заменяют соответствующими символами, но не всегда правильно. Так, нельзя писать: «В состав воды входит Н2», так как речь здесь идёт о химическом элементе водороде — Н. Нужно писать: «В состав воды входит (Н)». Аналогично, правильной будет запись: «При действии металла на раствор кислоты выделится Н2», т. е. вещество водород, молекула которого двухатомна.
Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:
Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.
Способность атома образовывать определённое число ковалентных химических связей называется валентностью. (Подробнее см. урок 4 «Химическая связь».) Правильнее всего определять валентность по графическим или структурным формулам:
В таких формулах одна чёрточка обозначает одну ковалентную связь, т. е. «одну валентность». На практике чаще всего валентность определяют по молекулярной формуле, хотя здесь правильнее говорить о степени окисления элемента (см. урок 7). Иногда результат определения степени окисления соответствует реальному значению валентности, но бывают и неодинаковые результаты.
Задание 1.1. Определите «валентность» (степени окисления) атомов кальция и углерода по формуле СаС2. Совпадает ли полученный результат с реальным значением валентности?
В устойчивой молекуле не может быть «свободных», «лишних» валентностей! Поэтому для двухэлементной молекулы число химических связей (валентностей) атомов одного элемента равно общему числу химических связей атомов другого элемента.
Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).
Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.
Строго говоря, по нижеизложенным правилам определяют не валентность, а степень окисления (см. урок 7). Но поскольку в некоторых соединениях числовые значения этих понятий совпадают, то иногда по формуле можно определять и валентность.
При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.
Сделаем практические выводы.
1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):
2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:
3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:
4. В остальных случаях ставьте валентности «крест-накрест», т. е. валентность первого атома равна числу атомов второго элемента и наоборот:
Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:
Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.
Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):
Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях.
Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:
- Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:
- Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:
- В остальных случаях индексы определяют «крест-накрест»:
Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:
Уравнения химических реакций
Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:
Запись показывает, что один атом углерода С, соединяясь с одной молекулой кислорода O2, образует одну молекулу углекислого газа СО2. Число атомов каждого химического элемента до и после реакции должно быть одинаково! Это правило — следствие Закона сохранения массы вещества: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. Закон был открыт в 18-м веке М. В. Ломоносовым и, независимо от него, А. Л. Лавуазье.
Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:
Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:
Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:
Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:
Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.
При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:
Последовательность действий такова:
1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:
2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:
3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:
4. Обратим внимание на состав «самого сложного» соединения: Ca3(PO4)2 и уравняем число атомов кальция (их три) и число групп РО4 (их две):
5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:
Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).
Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:
1. Реакции соединения:
Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:
2. Реакции разложения:
Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:
3. Реакции замещения:
Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:
4. Реакции обмена:
Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:
Существуют и другие типы химических реакций.
Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.
Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:
Выводы
Вещества бывают простые и сложные. Состав веществ показывают при помощи химических формул. Формулы веществ составляют, учитывая валентности составных частей этих веществ. Запись химического процесса при помощи формул называется уравнением химической реакции. Химические реакции бывают разных типов: обмена, замещения, разложения, соединения и другие.
Хотите ещё проще? Мы создали новый курс, где максимум за 7 дней вы овладете химией с нуля. Подробннее по ссылке
Все пишут типо:*Я в 11* *А я в 10* Я в 4, но так как хочу изучать химию начал сейчас.
Ваасаламалейкум с 8)
Химию на 3-4 понимаю посмотрим прогресс будет или нет но по-вашим коментам химия от зубов отскакивать будет
я сейчас утром решила сдавать химию………………..
Блииин, как же круто, что у вас появился свой собственный курс. Он идеален во всём! Понял весь курс химии за неделю и уже вторую контрольную пишу на 5, хотя был полным нулём. От чистого сердца говорю БОЛЬШОЕ СПАСИБО. ЛУЧШИЙ КУРС! ЛУЧШИЙ САЙТ!
я думала, что я одна такая отбитая…привет из 11 класса, тоже решила сдавать)))
Привет из 10.))
Салам из 9)
Пробник по ОГЭ через месяц…
Штош
у меня пробник по егэ через день
Уже на пробнике
я тоже перешёл в 11,и думаю сдавать химию,хотя даже ни разу не открывал по ней учебник)
Ребята я с вами!
А где дз?? Как мы будем усваивать материал без дз???
Тип лол я не поняла чё вы все такие умные. Химию они изучают во 2 классе. Блин я в 9 перешла и что бы знали я ваще не шарю в химии от слова «совсем».
Так, уважаемые, вам замечание. Надо дополнить тему валентностей: рассказать о связи их с энергетическими оболочками атомов, и электронами. И табличку валентностей привести. Там несколько только, если верно помню, с вариациями (фосфор, железо), и то: 2-3 варианта. Проще выучить.
«Строго говоря, это не валентность, а степень окисления»; не валентность — идет нах: нам нужна валентность. Не могу сказать, что купс бесполезный. Новое для себя почерпнула. Но меня интересует в химии возможность создания нужных мне в быту лекарств. А вы врятли научите этому.
В курсе по подготовке к ОГЭ-то?
Сразу нашла огрех. У вас у всех химических элементов валентность должна быть одна и та же. Так зачем все эти «пляски с бубном» если банально можно привести таблицу? Вот в школе, я так и не осилила правила составления уравнения химических реакций. А именно, вот это выставление уравнений. Думала: тут помогут — да нет, та же самая фигня. Вот нафиг учить правила, в которых СТОЛЬКО исключений, когда можно создать такое, где НЕТ исключений.
Ну, хочу сказать спасибо, я в 9-ом классе, собираюсь сдавать химию. Многого не понимала, вот решила зайти на этот сайт, благодаря вам, я стала более менее разбираться в этих темах. Спасибо. Но есть одно «Но», вы даёте решать химические реакции и расставлять коэффициенты, но проверить себя нельзя. Устраните, пожалуйста, эту проблему. Ну больше минусов нет. Спасибо вам за помощь ❤️
Great content! Super high-quality! Keep it up! 🙂
Awesome post! Keep up the great work! 🙂
сайт хороший,но откуда нам знать на начальном этапе,что РО4 3 валентна
в задаче 1.3 же находится валентность этой атомной группы
каким образом?
Я первокурсник, закончивший 11 классов школьного обучения. Из этой статьи взял больше, чем за 6 лет обучения…
А год окончания школы у вас какой? Просто первое ЕГЕ провели в 2002. По математике.
тоже самое)
мне 10 лет я в 4 классе и мне нравится изучать химию.
Я тоже в 4
я в 6
Ну и как, еще не забила?? Уверен что ты не учишь Химию теперь. А почему я так решил??? Потому что даже в этой главе используются понятия, которые дети не понимают.
Я во 2-ом классе и хочу знать химию)))
Я тоже во-втором классе и что типа?
агаага, рассказывай сказки. Ну и что ты понял?? Что такое даже та же Солевая Кислота???
Я скоро буду химию изучать! И хочу подготовиться. Я всего лишь во 2-ом классе)))
Всем привет, мой отзыв: урок понятный, доступный, но единственный минус в отсутствии ответов, при этом ты делаешь, решаешь, но при этом не знаешь правильно ты делаешь или нет.А так все круто
Да, это важно для самопроверки. Хотя, кому по сути, какая разница?
мне все нравится,все понятно и интересно. но единственный «-»
много писать( я химию вообще не понимаю и надеюсь,что прочитав и законспектировав все пойму,а то через два года сдавать егэ,надеюсь успею все написать и понять.
Мне тоже через 2 года сдавать химию, она вообще не мое и я ее практически не понимаю, но я ее выучу и сдам ЕГЭ. Сейчас перешла на самообразование, стало немного легче учить только дома, не ходя в школу, удачи тебе и мне))))
Я сдам егэ через 4 года
я тоже
я сдаю ЕГЭ через месяц
Охохо, удачи в скорой сдаче)
А, точно) коровавирус нам поможет, сдавать ЕГЭ нам щас не нужно, в армию не надо отправлятся всем на службу
Нифигасе я поэт)
Не поможет. ЕГЕ — это не на знания, а на постановку галочек в правильных ответах. Причём, почему именно этот ответ верен — дажи сами преподы не имеют понятия. Я сталкивалась с одним таким в автошколе: «Почему правилен именно ответ А в 5 вопросе? — Потому, что он правельный. — Потому, что его напечатали в равельных ответах? — Да.». Вот и всё. Если реально хотите сдать ЕГЕ, просто выучите ответы из справочника наизусть. И не сушите себе мозги наукой. Больше пользы будет.
А я тебе советую узнать больше о Науке. Ничего не зная говоришь что ЕГЭ это просто постановка правильных вопросов. Ну как бы не строй из себя какую то крутую всезнайку. Люди которые понимают науку, могут тебе её объяснить. А люди которые говорят что это правильно потому что это правильно, это просто неучи и зубрилы. Да и к тому же, если ты вдруг не знала, каждый раз на ЕГЭ ответы разные. И да, ЕГЭ пишется так, а не ЕГЕ.
«Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов» — как это понять? а кто тогда даёт возможность атому быть заряженным отрицательно или положительно? а отрицательно и положительно — это в плане заряжен положительной или отрицательной энергией, или чем? типа атом просто в себе носит электроны? атом — эта некая оболочка для переноса таких частиц, как электроны?
Атом состоит из протонов и нейтронов (он не полый, чтобы быть оболочкой) а вокруг него кружатся (образно говоря) электроны. Он не имеет заряда, потому что количество положительно заряженный протонов уравновешивает количество отрицательно заряженных электронов (проще говоря +2-2=0) Возможность зарядиться положительно или отрицательно атому дают возможность изменение количества электронов (стало больше — заряд отрицательный, стало меньше — положительный).
Ага, но если есть заряд – это уже ион. А так, атом может быть только нейтрально заряженной частицей. Положительно заряженная частица – катион; отрицательно заряженная – анион.
У него заряд 0. Потому, что на каждую «+» единицу ядра есть свой «-» электрон. В сумме атом заряда не имеет: они уравновешенны. А вот когда у вас есть заряд — это уже ион. Электронов либо больше наловил, либо где-то потерял.
Почти. Только не оболочка, а поле. У них, кстати эти оболочки бывают в разном количестве и конфигурации. Вот у кислорода, точно помню, что 2 такие имеют форму кегли. Ну, или 8, кому как больше вкусно. Бывают ещё сферические. А вот сколько их там где сидит — не помню. На первой сферической — 2, на кеглях, тоже вроде по 2, больше не влезет. А вот дальше как — не помню.
«химия — это наука о веществах и их превращениях.
При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых
обязательно изменяется состав или строение молекул;
никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов».
«никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов» — почему здесь указано, что состав и заряд ядер атомов не изучается в химии? типа это изучается в физике? или как это понять, объясните, пожалуйста
Добрый день, вы написали:»никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов», а потом спрашиваете:…не изучается». Вы противоречите себе, изменяются составы веществ, но не изменяются состав ядер. Перечитайте в чем отличия понятий вещество и ядро. Состав ядра изучается в физике и химии, но в физике в больше степени
Это написала не я, эта было процитировано предложение, чтоб было ясно, с какого предложения я взяла эту цитату, для удобства поиска, дабы чтоб не было такого «а где это?», затем рядом я указала конкретную часть предложения, которую я не поняла. Так в чём здесь противоречие?
В общем, внимательнее прочитайте мой коммент и укажите ту самую часть, где вы увидели противоречие.
Если меняется заряд ядра (к примеру, делают что-то с протонами) – это, если не ошибаюсь, уже ЯДЕРНАЯ физика. А так, подразумевается, что с ядром атома в химии ничего не происходит. Ядра – вообще штука опасная, там уже что-то связанное с радиацией, опять же, если не ошибаюсь. В химии меняется строения/свойства молекул и происходят взаимодействия электронов(которые ядром атома не являются) между атомами.
Очень интересный урок!👍😊
Карина
где ответы на задания посмотреть?
Начнём ★1
Как решить задание 1.5 и 1.6
Сайт классный очень!👍
Иногда даже не понятно!
да, сложновата!
да
Ответы на 1,3 дайте
Определите «валентность» (степени окисления) Я не понял причем тут степень окилсения и что это вообще такое, как определить валентность по формуле?
Да Lf
мне всего 11 а я уже химию за 10 класс учу
И что? Я тоже, хотя я в 4-ом классе))))
Ничо я в 3 классе ,а интерисуюсь химией!
я раньше тоже хотела и ждала,говорила вот бы поскорее в старшие классы,чтобы химия была,но как началась химия и физика,то очень пожалела. и теперь эти уроки мои самые не любимые и самые сложные
Всем все равно в каком ты классе 🗿
Мне тоже 11:3 и я тоже занимаюсь химией
ого,я в 10 и никак понять не могу
а зачем вы все об этом так и пытаетесь высказаться? Знаешь почему так хотя бы? Ты хоть что-нибудь понимаешь то?
Помогите, не понимаю
Ca3(PO4)2
Ca3(PO4)2 означает, что:
В этой молекуле 3 атома Ca с постоянной валентностью 2 и две атомных группы РО4 с валентностью 3.
РО4 значит, что в группе один атом Р с валентностью 8 и 4 атома О с валентностью 2.
Р с валентностью 8?! Может 5? Или я сам чего-то не понял?
Супер!!! Спасибо за такое доступное и понятное разъяснение.
Отличный сайт мне12 и всё понятно 😁😄
Ребята ответы на задания 1.2
валентности в соединениях такие — 4-2; 2-2; 7-2; 1-2; 3-2; 3-3; 1-2; 3-1; 2-3.
Последний, тогда кофициент N должен быть 2
Значит последний пример ответ Mg3N валентность Mg всегда 2 а N будет 6?
Классно! А ЛАРЧИК просто открывался!!!
Все хорошо. Но когда нет ответов невозможно понять все ли ты понял. Решить решил, а если не правильно, то тогда ты будешь думать, что все понял и делать ошибки дальше.
А где ответы на упражнения?
Впринципе понятно, но после 12 лет не учения химии — туго идёт.
https://himi4ka.ru/wp-content/uploads/2017/11/img_59fdedc7762ba.png
Почему Na3PO4 P — имеет 3 валентность ? Na — 1 их 3 . O — 2×4=8-3=5. P не должен иметь валентность 5 ?
Правильно, валентность P тут 5, 3 — это валентность атомной группы PO4
Каким местом это для чайников???
Каким местом это для чяйников???
Видео из раздела видеоуроки не открывается(
ddd
sfdgtbd