Химия для чайников с нуля, основы химии | HIMI4KA
Oтзывы и предложения

Урок 12. Составление уравнений химических реакций

Нравится35

В уроке 12 «Составление уравнений химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся составлять уравнения химических реакций и правильно расставлять в них коэффициенты.

составление уравнений химических реакций

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

 

Слева запишем названия исходных веществ, справа — продуктов реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку:

медь + кислород → соединение меди с кислородом.

 

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

химические уравнения

Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Так как при химических реакциях атомы не исчезают, а происходит только их перегруппировка, то число атомов каждого элемента до реакции и после реакции должно быть одинаковым. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой CuO ставим коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов меди после реакции (в правой части схемы) равно двум, а до реакции (в левой части схемы) — только одному, поэтому перед формулой меди Cu так же поставим коэффициент 2. В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях схемы одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции:

химические уранения

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о (рис. 60).

химические уравнения

Рассмотрим еще один пример химической реакции между веществами СН4 (метан) и кислородом. Составим схему реакции, в которой слева запишем формулы метана и кислорода, а справа — формулы продуктов реакции — воды и соединения углерода с кислородом (углекислый газ):

химические уравнения

Обратите внимание, что в левой части схемы число атомов углерода равно их числу в правой части. Поэтому уравнивать нужно числа атомов водорода и кислорода. Чтобы уравнять число атомов водорода, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов водорода справа стало 2×2=4 и слева — также четыре. Далее посчитаем число атомов кислорода в правой части схемы: два атома кислорода в молекуле углекислого газа (1×2=2) и два атома кислорода в двух молекулах воды (2×1=2), суммарно 2+2=4. В левой части схемы кислорода только два атома в молекуле кислорода. Для того чтобы уравнять число атомов кислорода, поставим коэффициент 2 перед формулой кислорода:

химические уравнения

В результате проведенных действий число атомов всех химических элементов до реакции равно их числу после реакции. Уравнение составлено. Читается оно так: це-аш-четыре плюс два о-два равно це-о-два плюс два аш-два-о (рис. 61).

химические уравнения

Данный способ расстановки коэффициентов называют методом подбора.

 

В химии существуют и другие методы уравнивания чисел атомов элементов в левой и правой частях уравнений реакций, с которыми мы познакомимся позднее.

 

Краткие выводы урока:

Для составления уравнений химических реакций необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Установить состав исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Записать формулы исходных веществ слева, продуктов реакции — справа.
  3. Между левой и правой частями уравнения сначала поставить стрелку.
  4. Расставить коэффициенты, т. е. уравнять числа атомов каждого химического элемента до и после реакции.
  5. Связать левую и правую части уравнения знаком «=» (равно).

 

Надеюсь урок 12 «Составление уравнений химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

Комментарии 9   Просмотров 11 499
Понравился урок? 35Нравится
Rain

Цитата: Гость
Да, как понять какие вещества должны получиться в химической реакции? Не понимаю это, объясните

Для этого нужно понимать что иначально взаимодействует, например нерастворимое основание с кислотой дают соль и воду, оксид с водой в результате реакции даст щелочь и т.д. 

Гость

Цитата: Гость
Откуда мог взяться второй атом меди в самом первом примере, от-ку-да? Из-за него нарушается закон сохранения массы..
Как могли образоваться две молекулы CuO, ведь был только один атом меди??? Коэффициенты наши враги
Смог разобраться, так что, снимаю вопрос
 

Гость

Да, как понять какие вещества должны получиться в химической реакции? Не понимаю это, объясните

Гость

Откуда мог взяться второй атом меди в самом первом примере, от-ку-да? Из-за него нарушается закон сохранения массы..
Как могли образоваться две молекулы CuO, ведь был только один атом меди??? Коэффициенты наши враги

химия...

Цитата: Руслан
Цитата: sfsdgsd
Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)


Для этого существуют валентности и степени окисления, господа. У каждого элемента есть список возможных валентностей и степеней окисления, соответственно - именно они и отвечают за то, какие вещества могут получаться в реакции - их значения нужно просто посмотреть в табличке Менделеева (они равны номеру группы), а также запомнить (помимо значения, равного номеру группы, есть ещё несколько, которые нужно просто выучить)


А можно пояснить что менно равно значению в табличке Менделеева? Степерь окисления? 

суман

очень помогло  спасибо  большое

 

Руслан

Цитата: sfsdgsd
Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)


Для этого существуют валентности и степени окисления, господа. У каждого элемента есть список возможных валентностей и степеней окисления, соответственно - именно они и отвечают за то, какие вещества могут получаться в реакции - их значения нужно просто посмотреть в табличке Менделеева (они равны номеру группы), а также запомнить (помимо значения, равного номеру группы, есть ещё несколько, которые нужно просто выучить)

Оля

Цитата: sfsdgsd
Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)
та да, вот именно

 

 

sfsdgsd

Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)

Ваш комментарий: