Химия для чайников с нуля, основы химии | HIMI4KA
Oтзывы и предложения

Урок 12. Составление уравнений химических реакций

Нравится12

В уроке 12 «Составление уравнений химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся составлять уравнения химических реакций и правильно расставлять в них коэффициенты.

составление уравнений химических реакций

Составлять химические уравнения и производить расчеты по ним нужно, опираясь на закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Рассмотрим, как можно составить химическое уравнение, на примере реакции меди с кислородом.

 

Слева запишем названия исходных веществ, справа — продуктов реакции. Если веществ два и более, соединяем их знаком «+». Между левой и правой частями пока поставим стрелку:

медь + кислород → соединение меди с кислородом.

 

Подобное выражение называют схемой химической реакции. Запишем эту схему при помощи химических формул:

химические уравнения

Число атомов кислорода в левой части схемы равно двум, а в правой — одному. Так как при химических реакциях атомы не исчезают, а происходит только их перегруппировка, то число атомов каждого элемента до реакции и после реакции должно быть одинаковым. Чтобы уравнять число атомов кислорода в левой и правой частях схемы, перед формулой CuO ставим коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов меди после реакции (в правой части схемы) равно двум, а до реакции (в левой части схемы) — только одному, поэтому перед формулой меди Cu так же поставим коэффициент 2. В результате произведенных действий число атомов каждого вида в левой и правой частях схемы одинаково, что дает нам основание заменить стрелку на знак «=» (равно). Схема превратилась в уравнение химической реакции:

химические уранения

Это уравнение читается так: два купрум плюс о-два равно два купрум-о (рис. 60).

химические уравнения

Рассмотрим еще один пример химической реакции между веществами СН4 (метан) и кислородом. Составим схему реакции, в которой слева запишем формулы метана и кислорода, а справа — формулы продуктов реакции — воды и соединения углерода с кислородом (углекислый газ):

химические уравнения

Обратите внимание, что в левой части схемы число атомов углерода равно их числу в правой части. Поэтому уравнивать нужно числа атомов водорода и кислорода. Чтобы уравнять число атомов водорода, поставим перед формулой воды коэффициент 2:

химические уравнения

Теперь число атомов водорода справа стало 2×2=4 и слева — также четыре. Далее посчитаем число атомов кислорода в правой части схемы: два атома кислорода в молекуле углекислого газа (1×2=2) и два атома кислорода в двух молекулах воды (2×1=2), суммарно 2+2=4. В левой части схемы кислорода только два атома в молекуле кислорода. Для того чтобы уравнять число атомов кислорода, поставим коэффициент 2 перед формулой кислорода:

химические уравнения

В результате проведенных действий число атомов всех химических элементов до реакции равно их числу после реакции. Уравнение составлено. Читается оно так: це-аш-четыре плюс два о-два равно це-о-два плюс два аш-два-о (рис. 61).

химические уравнения

Данный способ расстановки коэффициентов называют методом подбора.

 

В химии существуют и другие методы уравнивания чисел атомов элементов в левой и правой частях уравнений реакций, с которыми мы познакомимся позднее.

 

Краткие выводы урока:

Для составления уравнений химических реакций необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Установить состав исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Записать формулы исходных веществ слева, продуктов реакции — справа.
  3. Между левой и правой частями уравнения сначала поставить стрелку.
  4. Расставить коэффициенты, т. е. уравнять числа атомов каждого химического элемента до и после реакции.
  5. Связать левую и правую части уравнения знаком «=» (равно).

 

Надеюсь урок 12 «Составление уравнений химических реакций» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к следующему уроку.

Комментарии 3   Просмотров 3 246
Понравился урок? 12Нравится
Руслан

Цитата: sfsdgsd
Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)


Для этого существуют валентности и степени окисления, господа. У каждого элемента есть список возможных валентностей и степеней окисления, соответственно - именно они и отвечают за то, какие вещества могут получаться в реакции - их значения нужно просто посмотреть в табличке Менделеева (они равны номеру группы), а также запомнить (помимо значения, равного номеру группы, есть ещё несколько, которые нужно просто выучить)

Оля

Цитата: sfsdgsd
Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)
та да, вот именно

 

 

sfsdgsd

Но тут же только о коэффицентах. Вот, к примеру, по каким расчётам вы определили, что в соединение метана с кислородом образуется ИМЕННО углекислый газ и вода, а не, к примеру, какой-нибудь CH4O2? И как вы определили, что эта реакция происходит именно про нагревании? Вот тупо хочу взять из таблицы Менделеева 2 ЛЮБЫХ элемента и смешать их. КАК МНЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ИХ СХЕМУ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, А НЕ КОЭФФИЦЕНТЫ!? (на ВСЕХ сайтах пишут тупо про коэффиценты, которые может расставить любой инвалид, а про то, как записать саму схему химической реакции нигде не написано :С. Из-за этого я и не могу понять химию)

Ваш комментарий: